СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

УПРАЗДНЕНИЕ 94-ФЗ ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖИТ ВЫСТРОЕННУЮ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ СИСТЕМУ ГОСЗАКАЗА - И. АРТЕМЬЕВ

С заменой 94-ФЗ законом о ФКС в предлагаемом Минэкономразвития варианте «вся система госзаказа, строившаяся за последние пять лет, полностью уничтожается», считает глава ФАС России. Такое мнение высказал Игорь Артемьев в интервью РБК Daily, комментируя представленную в начале сентября министерством версию законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС).

«Сбылись наши негативные прогнозы и ожидания», – сообщил глава ведомства, и кратко охарактеризовал основные негативные нормы законопроекта.

Отвечая на вопрос издания об оценке вводимого проектом в законодательство блока о прогнозе и планировании государством закупок, И. Артемьев отметил: «Идея неплохая, но в описанном виде больше похожа на систему Госснаба в СССР. Поэтому я думаю, что в таком виде это вряд ли будет работать».

Оценивая идею фактического упразднения 94-ФЗ в целом, глава ФАС России напомнил о том, что в развитие 94-ФЗ принято более 30 актов правительства. «Это означает, что новый закон сделает эти акты недействующими. А это формула расчетов баллов в конкурсах, определение важных номенклатурных перечней того, что идет на электронный аукцион и т.д. МЭР предполагает, что новый закон вступит в силу через год после его принятия. Но за год переделать все эти акты правительства невозможно».

«В-общем, вся система госзаказа, строившаяся за последние пять лет, полностью уничтожается. И мы возвращается в «славный» 2005 год, только с еще худшими предпосылками — общий уровень коррупции в стране с того времени, по моим ощущениям, увеличился. Я не понимаю стремления камня на камне не оставить от системы, не имеющей аналогов в мире и, выбрав один из худших образцов того, что можно было сделать в Германии 15 лет назад (где совершенно иная ситуация с коррупцией), предложить сделать в XXI веке в России», – резюмировал Игорь Артемьев.

«Мы будем выступать против принятия закона о ФКС и упразднения 94-ФЗ. Я надеюсь, что президент и председатель правительства не поддержат эту версию закона в том виде, в котором она представлена сейчас МЭР. Но если все же это случится и закон вступит в силу, то через три года мы схватимся за голову — растащат все, что есть.

С другой стороны, от закона есть и несомненная польза. Проект закона о ФКС активно будут поддерживать в том числе и те, чьи интересы были ущемлены принятием 94-ФЗ, который является жестким антикоррупционным законом и значительно снизил возможности для коррупции в сфере госзаказа. Интересно будет на это посмотреть», – считает руководитель ФАС России.

Характеризуя основные положительные итоги действия системы госзаказа, которая также постоянно совершенствуется, И. Артемьев напомнил: «С этого года мы добились внедрения общенационального сайта, была сделана ставка на электронные аукционы, которые объективно уменьшают коррупцию. Если взять стартовые цены, по которым госслужащие с 2006 по 2010 год закупали продукцию, и если взять цены, которые получились в результате торгов и по которым был заключен контракт, то сумма этих разниц составит 1 трлн 200 млрд руб. Это космическая цифра. На эти деньги зарплату учителям и врачам повысить можно и привести их на уровень нормальной жизни. И я утверждаю, что без 94-ФЗ все эти деньги были бы чиновниками украдены. А благодаря ему эта цифра осталась в виде экономии в бюджете».

«Сколько бы ни кричали наши оппоненты, 94-ФЗ сделал для борьбы с коррупцией больше, чем все остальные законы. Поэтому он вызывает такую злость и неприятие. При этом я не говорю, что он лишен недостатков. Главный из них заключается в том, что жулики очень быстро находят лазейки, а мы вынуждены вырабатывать новое противоядие. Поэтому так много поправок вносится в этот закон. Но это в принципе касается любого закона», – считает глава ФАС.

Свою версию обновленного 94-ФЗ антимонопольное ведомство планирует представить на общественное обсуждение 13 сентября.