СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: РАБОТА ПО УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-КЛИМАТА И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА ...

Совершенствование антикоррупционного законодательства и развитие системы декларирования доходов чиновников, сокращение госаппарата и улучшение бизнес-климата — такие направления дальнейшей работы Правительства РФ озвучил Премьер-министр Дмитрий Медведев 9 декабря в ходе интервью федеральным телеканалам. Эти темы являются приоритетными в рамках работы Открытого правительства.

По словам Председателя Правительства, коррупция остаётся одной их важнейших проблем, с которой государство обязано бороться. В то же время, существующее в России антикоррупционное законодательство он считает вполне современным. Премьер-министр выступил за продолжение развития системы декларирования доходов чиновников. Он напомнил, что за последние годы контингент чиновников, которые подают декларации, а также сам набор декларируемых сведений были расширены, была, в частности, введена конструкция конфликта интересов.

Основные задачи по борьбе с коррупцией поставлены в Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы, который был утверждён Президентом РФ в 2014 году. Экспертный совет при Правительстве и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов являются исполнителями ряда пунктов плана. В рамках исполнения поручения по разработке мер по недопущению конфликта интересов сотрудников государственных корпораций Экспертный совет провёл анализ мирового опыта в области декларирования, учёта и разрешения конфликта интересов и приступил к созданию типового стандарта для госкорпораций. В первом полугодии эксперты также проанализировали практику предоставления руководителями госкомпаний сведений о доходах, расходах и имуществе и практику размещения этих сведений на официальных сайтах компаний. Итогом стал ряд конкретных предложений по улучшению ситуации.

Сейчас идёт работа над формированием Национального плана противодействия коррупции на следующий период, Экспертный совет при Правительстве подготовил свои предложения по его дополнению.

Бороться нужно не только с коррупцией среди чиновников, но и с чрезмерными расходами на содержание госаппарата, подчеркнул Дмитрий Медведев. Они, по мнению премьера, слишком раздуты: российские чиновники, например, привыкли ездить на более дорогих автомобилях, чем у чиновников других стран. Он также заявил о планируемом с 2016 года сокращении на 10% министерств правительственного блока. Это уже не первое подобное «секвестирование» государственного аппарата. Впервые о подобном сокращении Дмитрий Медведев заявил весной прошлого года. Первым, кто решился на сокращение штата своих сотрудников, тогда стал министр РФ Михаил Абызов.

Оптимизация госаппарата, безусловно, необходима. При этом нужно понимать, что вопрос не только в численности чиновников, но и в качестве госуправления. Нужно создавать условия для повышения эффективности их работы, высвобождать ресурсы, в том числе за счёт использования лучших мировых практик госуправления, опыта корпоративного менеджмента и информационных технологий. Нужно обучать чиновников современным управленческим технологиям как государственного, так и коммерческого менеджмента. Ведь опыт корпоративного сектора сегодня можно применять и на государственной службе. Избыточные функции государства также необходимо сокращать, особенно в части контроля за деятельностью бизнеса. Здесь также нужна оптимизация, которая позволит освободить от излишней административной нагрузки и граждан, и предпринимателей», — говорит Михаил Абызов.

Что касается мер по улучшению бизнес-климата, то глава Правительства отметил существенные успехи России в этом направлении. Он напомнил, что еще несколько лет назад РФ занимала в рейтинге Всемирного банка Doing Business место в середине второй сотни, теперь же страна поднялась на 50-е позиции, кроме того, Россия вошла в десятку самых передовых стран по регистрации компаний.

Когда мы говорим о необходимости совершенствовать бизнес-климат, мы имеем в виду, что мы просто обязаны быть в числе самых передовых государств, и я уверен, что мы этого достигнем. Для этого нужно совершенствовать нормативную базу, процедуры, для этого нужно совершенствовать электронные системы верификации… Мы обязательно эту работу продолжим», — сказал Премьер-министр.

Тема улучшения бизнес-климата неоднократно обсуждалась в формате Открытого правительства. В апреле прошлого года Экспертный совет представил Дмитрию Медведеву доклад о состоянии бизнес-среды с изложением основных проблем и предложений по их решению. Эксперты предложили системные меры по ряду направлений, связанным с развитием конкуренции, в том числе в социальной сфере, совершенствованием системы управления и внедрения инноваций, повышением прозрачности компаний с госучастием. Тема избыточных проверок была тогда одной из основных. Системное видение изменения контрольно-надзорной деятельности Экспертный совет представил на встрече с Дмитрием Медведевым 3 октября 2014 года, по итогам которой был дан ряд поручений. Тогда было принято принципиальное решение о переходе к риск-ориентированной модели осуществления контроля.

В ходе интервью была затронута и ситуация вокруг введения платы за проезд по трассам для 12-тонников. По словам Премьера, допущенные при введении системы ошибки исправлены, и она должна быть доведена до логического конца. Бастует лишь небольшая часть дальнобойщиков, заметил Дмитрий Медведев. Саму идею введения платежей для «большегрузов» он считает правильной: это даст возможность направить в дорожные фонды 40–50 млрд рублей, в то время как в год на содержание дорог тратится около 1 трлн рублей — преимущественно за счёт средств владельцев легковых автомобилей.

Когда мы обсуждали эту меру (она, кстати, обсуждалась с 2011 года), было понятно, что часть перевозок выполняется «всерую» незарегистрированными перевозчиками, и неизвестно, что они возят. Подавляющее большинство перевозчиков, солидных, больших, которые выполняют, кстати, 85–90% всех перевозок внутри страны, уже в этой системе находятся… Те, кто реально воздействуют на дорогу, водители крупных грузовиков, крупнотоннажного транспорта, не платят практически ничего. Во всех современных государствах они участвуют в этих расходах — это абсолютно нормально, это правильная идея», — отметил глава Правительства.

Министр Михаил Абызов ранее назвал реакцию основных участников рынка на введение системы «Платон» признаком недоработки профильных ведомств со своими референтными группами.

В случае с 12-тонниками профильные федеральные ведомства должны были разъяснить общественности, профсоюзам, специализированным транспортным организациям мельчайшие детали как самого закона, так и порядка его реализации, провести масштабную работу по вовлечению участников рынка в анализ потенциальных рисков технологического и экономического характера на всех этапах внедрения данной системы», — считает министр.

В ближайшее время Экспертный совет при Правительстве РФ по поручению кабмина проведет детальное обсуждение всего комплекса проблем, связанных с запуском системы «Платон». В ходе обсуждения будут проанализированы предложения всех заинтересованных сторон, а также экспертов, и на их основе будут выработаны соответствующие рекомендации для Правительства.

© НСОПБ.